Как не умереть на «Шляпе студента»

Неочевидные советы по правильному обучению
Влад Кайдаков
Руководитель «Ронсорг Навигатор»
супервайзер с 1998 года
«Шляпа студента» это один из самых трудных курсов в саентологии. Этот курс учит учиться, и на нем студент должен прояснять длинные цепочки слов по словарю, и затем сдавать так называемые «фронтальные проверки», на которых напарник проверяет, хорошо ли эти слова были прояснены.

И нередко это приводит к различным проблемам, и мы разберем самые распространенные.
1
Споры о том, кто правильнее понимает слово
При проверках студенты часто не соглашаются с объявлением незачета. Начинаются споры о том, кто правильнее понимает слово. Проверки периодически превращаются в войну с разрывами АРО и иногда даже слезами. Напарники злятся и бросают друг друга.
Конечно, мы знаем, что стандартная технология заключается в том, чтобы студент посмотрел слово, за которое получил незачет, в словаре. Но что делать, когда это не помогает и студент говорит: «Все правильно, я так и понимаю, как тут написано»? А напарник заявляет, что «Нет, ты не так понимаешь»?

Обычно студенты любят позвать супервайзера, чтобы тот рассудил со своей божественной высоты. Откуда у них уверенность, что супервайзер знает это слово лучше них, непонятно.
Ни один супервайзер, поправляя студента, не должен пытаться давать определения русским словам своими словами, так как это ведет к слишком большим спорам. Хотите найти слово — открывайте словарь.
Рон Хаббард, ИП ОХС 4 октября 1964 « Данные по проверке теории »
Ожесточенный спор между напарниками говорит о том, что дело не вовсе в том, о чем они спорят
А в чем? Причины может быть две.
1
Вне-рудименты с напарником
Как выглядит идеальная картина? Напарники это команда, которая с энтузиазмом помогает друг другу, со взаимным доверием и заботой.

Но часто напарник не совсем верно понимает свою роль. Ему кажется, что на нем лежит великая ответственность за грамотность и, видимо, за всю дальнейшую жизнь того, кому он проводит проверку. За его спиной сам Хаббард, и враг не пройдет! Он принимает воинствующий подозрительный настрой, делает строгий вид и не готов уступить ни пяди врагу. Легкое отношение пропадает, и все становится очень серьезным.
Напарники становятся противниками. У них рестимулируется МПЦ а-ля «я и проверяющий», которая уже включалась в этой жизни на экзаменах. На эмоциональном уровне возникает желание защититься и отстоять свою правоту. И все сотрудничество летит в тартарары. Возникает антагонизм и споры.

Когда я, например, чувствую, что мой друг помог мне найти непонятое слово, то я искренне удивляюсь, мне интересно, неужели я действительно не так что-то понимал, мне хочется разобраться и перечитать заново.

А когда мой враг ткнул меня носом в тапки, то хочется возражать.

Какой принцип нарушили напарники? Общение на основе АРО.

А почему это произошло? Потому что проверяющий взял на себя ответственность ЗА ЗНАНИЯ студента. А за знания человека может отвечать только сам человек. Это его самоопределенность.

Задача напарника лишь немного помогать другому студенту. Но учится тот сам, мыслит тот сам, и ответственность несет за себя сам.

Цель проверки — легко пройтись по материалу на случай, если всплывет какое-то непонимание. Строгость проверки не в том, что вы должны быть строгим. А только в том, что если вы видите ошибку, то вы о ней говорите.

Глобальная цель курса «Шляпа студента» — научить человека быть причиной по отношению к обучению. Не заставить его прояснить все мыслимые слова. Не выдрессировать его прояснять все, что шевелится. А дать ему уверенность, что он может эффективно изучить любую область, которую захочет. И способность применять соответствующие методы.

В реальной жизни протестующего студента обычно отправляют к прояснителю слов, и тот, будучи профессионалом, мягко просит его прояснять и демонстрировать. Студент высказывается, успокаивается и понимает то, что не понимал. То есть, этот разрыв АРО уходит благодаря правильному общению прояснителя слов. А напарник, который вызвал разрыв АРО, так и не понимает своей ошибки и повторяет ее в будущем.

Поэтому напарнику, который не смог поддержать линию общения на должном уровне аффинити, нужно выписать розовый лист.
2
Проверяющий сам неправильно понимает то слово, которое спросил
Если вы видите, что вам поставили незачет неправильно, что ваш напарник сам не понимает слово до конца верно, — а это значит, что вы потрудились проверить слово по словарю, то настала ваша очередь применять АРО.

Обычно у студента в таком случае возникает ощущение, что он попал в ловушку. Он все понимает правильно, а проверяющий заставляет давать дефиницию какими-то словами, которые тому нравятся, да еще и смысл получается неверный. И целостность студента бунтует.

Что делать? В «Шляпе студента» нет специальной инструкции на этот счет.

Во-первых, осознайте, что вы в роли сдающего проверку, а не проверяющего. И если тот, кому вы сдаете проверку, сам неверно понимает слово, вы ему об этом сказали, он, возможно, даже посмотрел по словарю, но не соглашается, то это его проблема, у вас нет сейчас задачи его исправлять. Оставьте его пока с его непониманием.

Во-вторых, поймите его версию слова, даже если она не правильна. Просто спокойно поймите ее.

А в-третьих, ваш напарник хочет услышать от вас дефиницию его словами? Скажите: «Ты считаешь, что правильная дефиниция такая: (скажите ее). Я с ней не согласен, но я твою точку зрения знаю».

Дело в том, что задача напарника лишь в том, чтобы отправить студента к словарю, когда тот не знает слова. В задачу напарника не входит добиться согласия с дефиницией. И если у студента есть понимание точки зрения, то даже если нет согласия, то дело сделано. Вы не можете от него ничего больше требовать. Разве что соблазнять и уговаривать дополнительно разобраться в этом вопросе.

Итак, если вы говорите проверяющему его версию понимания слова верно, то тот не может больше ничего требовать. А соглашаться или нет это ваше право и ваша самоопределенность. Все, что могут для вас сделать, это попросить посмотреть словарь, и если вы поняли то, что там написано, то на этом все закончено.

Так что если вы уверены, что проверяющий не прав, то не ввязывайтесь в крестовые походы, а спокойно дайте ему его определение и оставайтесь при своем мнении.

Вы даже можете быть не согласны со словарем. Но если вы знаете точку зрения словаря, то это все, что нужно. Если вы действительно что-то не так понимаете, оно потом где-нибудь выплывет и создаст у вас интерес с этим разобраться. А если сейчас у вас нет такой проблемы, то и не создавайте ее себе.
2
Потеря уверенности в том, что вообще знаешь хоть какие-то слова
Часто можно увидеть, как студент осознает, что действительно многих слов не знает, и пускается в другую крайность: начинает параноидально смотреть в словаре каждое слово подряд и гнить заживо в бесконечных цепочках слов.
Когда вы начинаете прояснять каждое слово подряд, то вы обесцениваете свои знания и тормозите себя по курсу. Цель «Шляпы студента» в противоположном — поднимать вашу уверенность и причинность в отношении обучения.

Какие слова нужно прояснять?
… ЛЕКЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ
(a) Прочитать один раз, подбирая и проясняя каждое слово, по которому есть малейшее сомнение, или при непонимании возращаясь ранее, чтобы найти пропущенное слово.
Рон Хаббард, БОХС 30 марта 1972 «Первичный коррекционный рандаун»
И очень, очень, умная вещь, чрезвычайно умная вещь, которую стоит сделать — взять страницу материала и найти на ней слова, которых вы не знаете, слова, которые не дают вам мгновенного отклика. Обведите кружком каждое такое слово или сделайте список всех таких слов, найдите и изучите их дефиниции или спросите у людей и получите дефиниции этих слов. Установите точно, что эти слова обозначают.
Рон Хаббард, лекция от 9 июля 1964 года «Обучение: усвоение данных»
Проясняйте только те слова, которые:
— вы не понимаете;
— по поводу которых есть малейшее сомнение в их понимании;
— которые не дают вам мгновенного отклика.
Все, другие не надо. Не проясняйте «на всякий случай». Остальные непонятые слова найдутся сами, когда вы не будете понимать материал и начнете искать причину.
3
Потеря интереса из-за многократного перечитывания
После каждого полученного незачета на проверке лекции, студенту нужно снова и снова перечитывать длиннющий материал, и интерес к нему падает.
Когда вы нашли действительно непонятное слово и часть текста вылетела из головы, то затем очень даже интересно читать то, что вроде уже читал, но совершенно не помнишь.

Но иногда либо слово, за которое вы получили незачет, не было, в действительности, непонятым, либо оно мало влияло на смысл текста, но этот пробел оказался совсем небольшим, а читать надо много. И вы при этом уверены, что это слово на дальнейшее понимание никак негативно не повлияло. Обязаны ли вы как робот, вне зависимости от вашей уверенности, штудировать текст?

Конечно же, нет. Саентология это не насилие. Если вы уверены, то флаг вам в руки, вы можете не перечитывать материал.

Для этого есть малоизвестная рядовому студенту ссылка.
Когда студенты хотят завершить экзамен, они могут прибегать назад для продолжения уже через минуту, но это не работает. Если экзаменатор видит, что студент собрался сдать экзамен, ответив на один отдельный вопрос, то он может воспользоваться своим правом проверить, знает ли студент материалы, с помощью выборочной проверки всего бюллетеня или пленки перед тем, как поставить зачет.
Рон Хаббард, ИП ОХС 12 мая 1964 года «Истечение сроков проверки теории»
Под экзаменом в то время имелось в виду то, что сейчас понимается как «фронтальная проверка напарников».

Итак, саентология оставляет вам полное самоопределение по отношению к учебе. «Уверен, что все знаешь и не хочешь перечитывать? Ок, никто за тобой следить и стоять над душой не будет. Просто тогда у нас есть право спросить весь текст с любого места».
Курс «Шляпа студента» это великий курс. Желаем вам получить от него много удовольствия!
Спасибо за ваше внимание.
Хотите поделиться статьей?
Может, напишете свой комментарий?
Форма обратной связи в нижнем правом углу.
Посмотрите другие статьи!
Мы выпускаем журнал для саентологов, приглашаем с ним ознакомиться и подписаться